Оберег, хранитель и главная драгоценность: изучаем браслет сквозь призму мировых культур

Браслет - украшение не только самое древнее, но еще и объединяющее разные страны, народы и культуры. На заре человечества отношение к браслетам было везде одинаковое. Простая форма замкнутого круга наделяла их свойствами оберега. А материалы использовались те, что были буквально под ногами: морские ракушки, красивые камни, лоза, полоски кожи. Но времена изменились. И сегодня концепция браслета, преломляясь сквозь призму культурных и эстетических особенностей разных стран, порой превращается в нечто совершенно новое и уникальное. О некоторых таких метаморфозах мы вам и расскажем.

В Древней Азии ювелирное искусство было неразрывно связано с глубокой философией. Каждый элемент, каждый камень нести не только эстетическую функцию, но и свой особый смысл. Они могли быть посвящением богам, воплощением стихии, пожеланием, просьбой и многим, многим другим. Из философских мотивов, воплощенных в металле и камне, складывались удивительные композиции. Поэтому восточным браслетам свойственны, с одной стороны, богатство форм и красок, а с другой - гармоничность и утонченность. В них нет ничего лишнего. Все элементы звучат в унисон и не перебивают друг друга.

А вот индийский браслет в противовес восточному порой называют «самым шумным украшением в мире». Согласно местным традициям, браслетов обязательно должно быть много. Украшенных камнями, резьбой и гравировкой, тонких и массивных, звонко вторящих каждому жесту своей обладательницы. Отчасти это происходит из древних поверий и убеждений. 

Так, в Индии женщинам исстари предписывалось не выходить на улицу с голыми запястьями. Отчасти - из желания подчеркнуть богатство и статус семьи. Ну и мифология, конечно, внесла свою роль: каждый браслет служил одновременно оберегом и «отвечал» за что-то свое, будь то успех в делах или семейный уют. Примечательно, что индианки часто носят браслеты даже на ногах - они называются «паял».

В Европе в Средние Века браслет переживал забвение. Все дело - в строгих традициях, предписывавших женщине не оголять рук. Все изменилось лишь к середине XVIII столетия, уже в эпоху Возрождения. Тогда испанец Роке Хакин де Алькубьерре открыл древний город Помпеи у подножия вулкана Везувий. С раскопками Помпей в мире резко вырос интерес к античности. И, конечно же, к античной моде! А поскольку нравы успели смягчиться, браслет вновь взошел на пьедестал популярности. И вот тут-то фантазия ювелиров развернулась на полную. Настала пора творческих переосмыслений и поисков. Порой с весьма неожиданными результатами. Например, в XIX веке женщины часто носили эсклаважи: парные браслеты у кисти и локтя, соединенные цепью в виде оков. В наше время стили разных стран окончательно перемешались, чтобы из этого смешения в итоге появилось нечто совершенно новое. Например - максимально эклектичный, но при этом удивительно гармоничный бохо-шик. К слову, богатейшую коллекцию дизайнерских украшений, объединяющих в себе этнические нотки и современные решения, вы можете найти у нас - на официальном сайте Nadja Azenet.